Группа № 12 «Светофорчик»

 

и

С вашими детьми работает Королева Ольга Федоровна

 

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре посредством казачьего фольклора»

 

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

На протяжении двух лет совместно с педагогами МБУ ДО ДДТ села Кочубеевского Волковым Олегом Петровичем и Волковой Мариной Ивановной в нашей группе ведётся работа по проектной  деятельности связанной с казачеством.

Выбор темы заключался в необходимости пробудить в детях любовь к родной земле, любви и уважения к культурному наследию Родины с дошкольного возраста.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, наш детский сад имеет неповторимый облик и воспринимается как особый центр нравственно-патриотического воспитания.

В связи с этим нами была выбрана тема для проекта: «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре в условиях мегаполиса средствами казачьего фольклора»

Прежде чем заниматься этой многогранной, кропот­ливой работой с детьми, пришлось  обратиться за помощью к педагогам МБУ ДО ДДТ села Кочубеевского педагогу организатору Волкову Олегу Петровичу и педагогу дополнительного образования Волковой Марине Ивановне, руководителю объединения «Юные казачата», чтобы многое узнать, прочесть, изучить,  т. к. ис­торические сведения даны не совсем в доступной  фор­ме для понимания детей дошкольного возраста.

Большинство бесед, рассказов, игр, занятий, праздников разработаны Олегом Петровичем с уче­том возрастных особенностей детей в своей программе дополнительного образования «Казачата». Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на основе воспитательных традиций казаков Кубани и Терека (для детей 2-6 лет), которая была использована в работе с детьми группы №12; МБДОУ №27 «Ласточка» с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников» города Невинномысска.

Чтобы осуществить работу в полном объёме мы понимали  о  необходимости привлечения родителей  к совместной работе.  В результате работы по проекту нам удалось заинтересовать родителей, почти каждая семья приняла участие в совместной работе по проекту. Родители, используя рекомендации педагогов: педагога организатора Волкова Олега Петровича и педагога дополнительного образования Волковой Марины Ивановны, руководителя объединения «Юные казачата», приняли активное участие в  оформлении казачьего уголка. В уголке появились у нас куклы в казачьих костюмах (казак, казачка, казача­та); предметы одежды; посуда и мн.др. казачьи предметы. Таким образом, посредством оборудования в груп­пе казачьего уголка, дети изучали историю, быт, тра­диции казаков с различных сторон окружающего мира, что повысило, результативность нашей работы и исключило авторитарную модель обучения, предла­гая сотворчество и сотрудничество педагогов, родителей и ребен­ка, позволило сделать процесс познания ребенком казачьего фольклора ненавязчивым, естественным, интересным, а значит, более продуктивным.

С целью создания у детей представления о фольклоре и традиционной
культуре терского  казачества, как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа, Олегом Петровичем был предложен методический материал: картотеки песен, пословиц, поговорок, частушек и стихов, который использовался в работе с детьми. Так например используя слова казачьей песни «Во саду дерево цветёт», Олег Петрович, предложил поставить сценическую постановку, которая пользовалась успехом у  детей, они  с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями.

Через народную песню, игру, овладевая родным языком, ребе­нок дошкольного возраста получает первые представ­ления о культуре своего народа. Не преувеличивая, мож­но сказать, что любовь к Родине зарождается в дош­кольном детстве, именно в этот период развития ребен­ка, который отличается особой восприимчивостью. Народ существует, пока существует его язык. Значит, и судьба народа — это судьба его языка. Наша задача -показать детям красоту русского языка через устное творчество, выраженное в песнях, припевках, частуш­ках, закличках, обрядах; поэтапно формировать инте­рес к фольклору, обогащать словарный запас и, как следствие, воспитывать детей на традициях казаков. Воспитание детей на материале казачьего фольклора вовсе не означает отрыва от общенациональной человеческой культуры. Русские педагоги неоднократно отмечали, что воспитывать ребенка на основе русской региональной культуры — значит приобщать его к общечеловеческой культуре, так как она яв­ляется собранием национальных достижений.

Первым и бесценным вкладом, который получает каждый человек от своих предков, является, конечно, родной язык, родная речь. Первые годы жизни ребен­ка — важный этап его воспитания. В этот период начи­нают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последую­щий путь жизни. Корни этого влияния — в языке своего народа, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребенок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

Так же родители с удовольствием изготовили дидактические игры («Предметы одежды», «Оденем куклу в казачью одежду», «Оденем дочку», «Оденем сыночка», «Национальная одежда кубанского казака и казачки» и др.), родителями подготовлены атрибуты для подвижных игр (деревянные лошадки, шашки и кинжалы), составлены альбомы о казачьей одежде, к  посиделкам в честь «Праздника первых штанов» родителями для детей были подготовлены казачьи костюмы.

На родительском собрании  две семьи  подготовили презентации о жизни казаков и их одежде, которые представили присутствующим родителям на собрании, что ещё больше заинтересовало родителей и подтолкнуло к дальнейшему сотворчеству. Работа закипела, на протяжении всего периода работы по проекту, родители не были пассивными в процессе воспитания своих детей во время проекта, они изучали историю родного казачьего края вместе с детьми,  и делились своими знаниями, чтобы дети полюбили свою малую Родину так же, как любят её их родители.

      Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию чувства коллективного творчества.                                           И я уверена, работая по проекту, все мы, взрослые и дети, ещё раз окунулись в неповторимый казачий мир.  Возрождение казачества – святое дело. Это история нашей Родины, нашего края, нашего народа и мы шаг за шагом поможем нашим малышам возродить, далёкое прошлое.

МБДОУ №27 «Ласточка»

Воспитатель Королёва О.Ф.