Группа № 12 «Светофорчик»

 

и

С вашими детьми работает Королева Ольга Федоровна

 

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре посредством казачьего фольклора»

 

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

На протяжении двух лет совместно с педагогами МБУ ДО ДДТ села Кочубеевского Волковым Олегом Петровичем и Волковой Мариной Ивановной в нашей группе ведётся работа по проектной  деятельности связанной с казачеством.

Выбор темы заключался в необходимости пробудить в детях любовь к родной земле, любви и уважения к культурному наследию Родины с дошкольного возраста.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, наш детский сад имеет неповторимый облик и воспринимается как особый центр нравственно-патриотического воспитания.

В связи с этим нами была выбрана тема для проекта: «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре в условиях мегаполиса средствами казачьего фольклора»

Прежде чем заниматься этой многогранной, кропот­ливой работой с детьми, пришлось  обратиться за помощью к педагогам МБУ ДО ДДТ села Кочубеевского педагогу организатору Волкову Олегу Петровичу и педагогу дополнительного образования Волковой Марине Ивановне, руководителю объединения «Юные казачата», чтобы многое узнать, прочесть, изучить,  т. к. ис­торические сведения даны не совсем в доступной  фор­ме для понимания детей дошкольного возраста.

Большинство бесед, рассказов, игр, занятий, праздников разработаны Олегом Петровичем с уче­том возрастных особенностей детей в своей программе дополнительного образования «Казачата». Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на основе воспитательных традиций казаков Кубани и Терека (для детей 2-6 лет), которая была использована в работе с детьми группы №12; МБДОУ №27 «Ласточка» с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников» города Невинномысска.

Чтобы осуществить работу в полном объёме мы понимали  о  необходимости привлечения родителей  к совместной работе.  В результате работы по проекту нам удалось заинтересовать родителей, почти каждая семья приняла участие в совместной работе по проекту. Родители, используя рекомендации педагогов: педагога организатора Волкова Олега Петровича и педагога дополнительного образования Волковой Марины Ивановны, руководителя объединения «Юные казачата», приняли активное участие в  оформлении казачьего уголка. В уголке появились у нас куклы в казачьих костюмах (казак, казачка, казача­та); предметы одежды; посуда и мн.др. казачьи предметы. Таким образом, посредством оборудования в груп­пе казачьего уголка, дети изучали историю, быт, тра­диции казаков с различных сторон окружающего мира, что повысило, результативность нашей работы и исключило авторитарную модель обучения, предла­гая сотворчество и сотрудничество педагогов, родителей и ребен­ка, позволило сделать процесс познания ребенком казачьего фольклора ненавязчивым, естественным, интересным, а значит, более продуктивным.

С целью создания у детей представления о фольклоре и традиционной
культуре терского  казачества, как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа, Олегом Петровичем был предложен методический материал: картотеки песен, пословиц, поговорок, частушек и стихов, который использовался в работе с детьми. Так например используя слова казачьей песни «Во саду дерево цветёт», Олег Петрович, предложил поставить сценическую постановку, которая пользовалась успехом у  детей, они  с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями.

Через народную песню, игру, овладевая родным языком, ребе­нок дошкольного возраста получает первые представ­ления о культуре своего народа. Не преувеличивая, мож­но сказать, что любовь к Родине зарождается в дош­кольном детстве, именно в этот период развития ребен­ка, который отличается особой восприимчивостью. Народ существует, пока существует его язык. Значит, и судьба народа — это судьба его языка. Наша задача -показать детям красоту русского языка через устное творчество, выраженное в песнях, припевках, частуш­ках, закличках, обрядах; поэтапно формировать инте­рес к фольклору, обогащать словарный запас и, как следствие, воспитывать детей на традициях казаков. Воспитание детей на материале казачьего фольклора вовсе не означает отрыва от общенациональной человеческой культуры. Русские педагоги неоднократно отмечали, что воспитывать ребенка на основе русской региональной культуры — значит приобщать его к общечеловеческой культуре, так как она яв­ляется собранием национальных достижений.

Первым и бесценным вкладом, который получает каждый человек от своих предков, является, конечно, родной язык, родная речь. Первые годы жизни ребен­ка — важный этап его воспитания. В этот период начи­нают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последую­щий путь жизни. Корни этого влияния — в языке своего народа, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребенок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

Так же родители с удовольствием изготовили дидактические игры («Предметы одежды», «Оденем куклу в казачью одежду», «Оденем дочку», «Оденем сыночка», «Национальная одежда кубанского казака и казачки» и др.), родителями подготовлены атрибуты для подвижных игр (деревянные лошадки, шашки и кинжалы), составлены альбомы о казачьей одежде, к  посиделкам в честь «Праздника первых штанов» родителями для детей были подготовлены казачьи костюмы.

На родительском собрании  две семьи  подготовили презентации о жизни казаков и их одежде, которые представили присутствующим родителям на собрании, что ещё больше заинтересовало родителей и подтолкнуло к дальнейшему сотворчеству. Работа закипела, на протяжении всего периода работы по проекту, родители не были пассивными в процессе воспитания своих детей во время проекта, они изучали историю родного казачьего края вместе с детьми,  и делились своими знаниями, чтобы дети полюбили свою малую Родину так же, как любят её их родители.

      Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию чувства коллективного творчества.                                           И я уверена, работая по проекту, все мы, взрослые и дети, ещё раз окунулись в неповторимый казачий мир.  Возрождение казачества – святое дело. Это история нашей Родины, нашего края, нашего народа и мы шаг за шагом поможем нашим малышам возродить, далёкое прошлое.

МБДОУ №27 «Ласточка»

Воспитатель Королёва О.Ф.

Экскурсия в библиотеку

В наше время люди совершенно забыли про книги и их значение. В современном мире главным источником информации является интернет. С интернетом очень легко и быстро найти какой-либо материал. Несомненно, что это очень удобно. Но нельзя совсем заменить живое чтение.  Живое чтение особенно важно для маленьких детей. Когда читаешь книги, дети видят эмоциональный отклик о прочитанном на лице взрослого. Тем самым дети учатся состраданию, печали и радости. Чтение — это глубокий мыслительный процесс, что полезно для ума ребёнка. Исходя из этого, нужно больше приобщать детей к книге и чтению. С этой целью мы и совершили экскурсию в библиотеку, которая находится недалеко от нашего детского сада по улице Садовая 8.

Первый раз библиотеку дети посетили, когда им было по 3 года и экскурсия на удивление всех удалась. Работники библиотеки охотно пригласили детей на очередную встречу 22 сентября 2017 года.

Накануне я сообщила ребятам, что мы снова пойдём в библиотеку. Радости не было границ. Тема очередной встречи — «Наш любимый город». Перед экскурсией мы с ребятами решили подготовиться. Мы посмотрели видеоролик о городе, рассматривали иллюстрации о городе, была проведена беседа о Невинномысске.

В библиотеке нас с радостью нас встретила Хайдакова Ирина Васильевна. Она показала ребятам стенды с книгами, которые посвящены Ставропольскому краю и городу Невинномысску. Ребята с интересом слушали Ирину Васильевну. Сотрудники библиотеки очень хорошо подготовились к приёму ребят. Больше всего детям понравились видеоролики о городе; выставка, посвященная казачеству и рассказ Ирины Васильевны об исторические прошлые города Невинномысска. Дети порадовали работников библиотеки своими знаниями о казачестве, спели казачью песню «Во саду дерево цветёт».

Встреча прошла с большим интересом.

Считаю, что такие мероприятия очень нужны для приобщения ребят к детской художественной литературе. Детям была дана возможность выбрать понравившуюся книгу и посмотреть её.  Настоящим праздником для детей становятся традиционные экскурсии в библиотеку.  Экскурсии, как форма — обучения- это особый вид занятий, который дает возможность, в естественной обстановке знакомить детей с окружающим миром и историческим прошлым свей малой Родины. Основное значение экскурсии в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни на своей малой Родине.

Автор: воспитатель МБДОУ №27»Ласточка»  Королёва Ольга Фёдоровна